Введение

На заре рыночных реформ в России в начале 1990-х гг. известный тележурналист Владимир Познер организовал ток-шоу с многозначительным названием: «Нужен ли нам капитализм?». Передача была задумана как триумф либералов над «отсталыми» противниками нового общественного строя. Станислав Шаталин – авторитетный академик-экономист того времени – популярно объяснил телезрителям суть очередного «единственно верного учения»[1]: «Представьте себе небольшой пирог, порезанный на равные части. Это социализм. Теперь представьте себе большой пирог, порезанный на неравные части, но даже малые куски этого, второго пирога гораздо больше, чем первого. Это капитализм». Другой гость передачи без обиняков указал незатейливый и прямолинейный путь в обетованный потребительский рай: «Государство должно уйти из экономики». Разумеется, было объяснено, что это означает освобождение места для активности рядовых граждан.

Примерно в это же время российское телевидение прокручивало рекламный ролик, информировавший россиян о сугубо «демократических целях» реформ. Сперва на экране возникала карта России, вся покрытая сетью дымящихся заводских труб и линий высоковольтных электропередач. Специально для бестолковых голос за кадром авторитетно пояснял: «Это совокупное достояние России». Затем из этого достояния вырезался кусочек фабрики: «Это твоя доля!». Кусочек превращался в ваучер и, порхнув по воздуху, послушно ложился на ладонь озабоченного россиянина. «Что ты будешь делать с ваучером?» – спрашивал вкрадчивый голос. Россиянин принимался отчаянно чесать затылок.

На упомянутом шоу Познер с энтузиазмом объяснял, что приватизация открывала путь к благополучию каждого гражданина России: «Соберитесь вместе на семейный совет, чтобы решить, как использовать Ваши ваучеры. Вы можете начать собственное дело. Помните, что Вы сейчас определяете свое будущее и будущее своих детей и внуков». Последние слова Познера оказались единственной частичкой правды, прозвучавшей в этой и бесчисленных других таких же передачах, хотя и совсем не в том смысле, который имелся в виду. Прошло совсем немного времени, и рядовые россияне, которые послушно приняли реформы, пережили беспрецедентный спад производства и уровня жизни, криминализацию общества, крушение систем образования и здравоохранения. Пирог национального дохода оказался не только поделен на весьма неравные части, но также быстро высох и заплесневел.

Крушение надежд россиян на капитализм имеет значение, выходящее далеко за пределы России и населяющих её народов. Теперь появились исследования, показывающие, что страны бывшего Советского блока в целом, а не только бывшие республики СССР, вернулись к своему прошлому статусу периферии Западной Европы (Marin, 2009). Этот факт демонстрирует пределы возможностей капитализма как общественного строя и показывает историческую необходимость поиска альтернативных путей общественного развития. Настоящая статья стремится объяснить современный российский капитализм как целостный феномен. Излагаемые здесь идеи основываются на марксистской теории, которая исходит из того, что основные черты капиталистического общества могут быть объяснены на основе концепции прибавочной стоимости. Из этого следует, что только когда удается определить специфическую, конкретную форму, которую принимает прибавочная стоимость в данном капиталистическом обществе, могут быть объяснены его фундаментальные черты.



[1]     Так в СССР назывался официальный марксизм-ленинизм.

 

В избранное:

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.